sim_sim (sim_sim) wrote,
sim_sim
sim_sim

Categories:

Исследования в области НЛП/НЛПт. Часть1

Существует большое количество литературы различного научного уровня о НЛП/НЛПт. Ниже приводятся исследования и краткие обзоры действенности и психотерапевтической эффективности НЛП/НЛПт.
Мы благодарны доценту, доктору Дэниэль Каммер из исследовательского Центра Немецкой Ассоциации НЛПт; доктору Ильзе Грок из медицинской библиотеки Университета Вены и, в особенности, магистру Ивонне Брандстеттер-Халберштадт за тщательную работу и окончательное редактирование.
Часть результатов исследований написана на немецком языке, а другая часть — на других языках. Мы будем делать соответствующие переводы по мере накопления материала исследований. Питер Шульц


С дополнительными исследованиями (Ричард Болстад) можно ознакомиться на сайте:
http://www.stant-1.d...uk/artcl007.htm

Исследования НЛП/НЛПт можно рассматривать, по крайней мере, в двух направлениях:
• исследования, подкрепляющие основные положения НЛП/НЛПт;
• исследования, указывающие на эффективность применения НЛП/НЛПт-терапевтами прямого психологического/психотерапевтического воздействия в клинических условиях.
(По социологическим и политическим причинам понятия НЛП и НЛПт используются как синонимы, в то время как, начиная с 1994 года, название НЛПт стало применяться в практическом правовом аспекте. До этого времени в НЛП- сообществе отсутствовала необходимость различать эти понятия, поскольку большинство его членов было занято в сфере оказания такой помощи).

В нижеследующем обзоре исследований в области НЛП/НЛПт приняли участие:
Ричард Болстад, Тренер НЛП, e-mail: nlp@chch.planet.org.nz
Доцент, Доктор Дэниель Камер
Магистр Мартина Геншер Медлич
Магистр Ивонн Брандстеттер-Халберштадт
Лектор Университета, магистр Питер Шульц

Исследование использования НЛП в психотерапии было организовано Мартиной Геншер-Медлич и Питером Шульцем в Вене (Австрия) в 1996 году. Для проведения эксперимента была отобрана группа из 55 клиентов для лечения, а также контрольная группа в количестве 60 человек на листе ожидания. Люди подбирались по симптомам, возрасту, семейным обстоятельствам, уровню образования, характеру лечения и др. Экспериментальная группа находилась под наблюдением группы из 37 мастеров НЛП (22 мужчин и 15 женщин), которые использовали полный набор техник НЛП (рефрейминг, установка желаемого результата, работа с частями, метамодель, метафоры, транс, линия времени, якорение, изменение убеждений, субмодальностей, стратегий и работа с психотравмами и фобиями). Клиентов оценивали, используя ряд анкет до проведения терапии, после неё и шесть месяцев спустя. С помощью анкет выявлялось возникновение индивидуальных дискомфортных состояний, клинических психологических симптомов, проверялись стратегии для управления стрессом, наличие контроля (т.е. способности людей ощущать контроль над своими жизнями), а также субъективное мнение клиентов и терапевтов о самой терапии.

Перечень диагнозов (ICD 9) состоял из шизоидных и других психотических расстройств, алкогольных зависимостей, эндогенных депрессий, психосоматических реакций и др. вплоть до заболеваний, связанных с пост-травматическим стрессом. Изначально эти расстройства по всем показателям были более тяжелыми в экспериментальной группе, чем в контрольной, и использование психиатрических препаратов было шире. В среднем лечение продолжалось 12 сессий (1-48) в течение около 20 недель.

После лечения 1,9% клиентов, к которым применялась НЛП-терапия, не почувствовали изменений, 38,9% стали ощущать себя лучше, а 59,3% — значительно лучше. Никому из клиентов не стало хуже. В то же время в контрольной группе 47,5% не ощутили разницы, 29,5% почувствовали улучшение, 6,6% — значительное улучшение, 9,8% почувствовали ухудшение, а 4,9% — значительное ухудшение. Спустя шесть месяцев 52% клиентов из первой группы ощущали себя значительно лучше, 28% — лучше, 12% — без изменений, а 8% — почувствовали ухудшение. Тем не менее, терапевты оценили примененную терапию как успешную в 49% случаев, как относительно успешную — в 47% и как малоуспешную или безуспешную — в 4% случаев.

После терапии клиенты, к которым применялось НЛП, более высоко оценили свое восприятие самих себя с точки зрения управления собственными жизнями (с разницей в 10% уровня значимости), уменьшили использование препаратов, стали применять более успешные методы реагирования на стрессовые ситуации; у клиентов стали реже проявляться такие симптомы, как тревожность, агрессия, параноидальное мышление, чувство социальной незащищенности, неконтролируемое поведение и депрессия. Исследования также показали, что и в контрольной группе произошли позитивные изменения, которые нельзя отнести на счет НЛП-терапии и которые включают определенное уменьшение психосоматических симптомов, социальной изоляции и некоторых форм параноидального мышления.

Таким образом, в 25 из 33 симптоматических областях (76%) произошли позитивные изменения в результате НЛП-терапии, в 3 областях позитивный сдвиг имел место в обеих группах, а в 5 областях не произошло каких-либо значительных изменений.

Внутри группы, к которой применялась НЛП-терапия, наблюдались некоторые интересные различия. В 63,15% случаев в области симптомов об изменениях больше говорили клиенты в возрасте до 36 лет, чем те, кому за 35. В 40% симптоматических показателей результаты у мужчин были выше, чем у женщин (особенно в областях, связанных с ощущением большего контроля в жизни, уменьшением параноидальных мыслей, агрессии, депрессии и тревожности). Клиенты, с которыми проводились более длительные сеансы терапии (11 – 48 сессий по сравнению с 1 – 10 сессиями) достигли больших результатов в конце терапии (особенно в области неконтролируемого и психотического поведения), однако спустя 6 месяцев столкнулись с большей проблемой потери достигнутого успеха.

Модель НЛП использования сенсорной системы и НЛП-стратегия в правописании
Одним из важнейших утверждений НЛП является то, что люди мыслят на специфических сенсорных языках, и доступ к этим типам мышления может быть получен путем изменения направления взгляда человека. Следующий эксперимент поддерживает это утверждение и его применение для запоминания правописания слов.

Ф. Лоизелль из Университета Монктона в Нью-Брунсвике (Канада) в 1985 году провел отбор 44 человек со средним уровнем правописания, что было определено предварительным тестом на запоминание бессмысленных слов. Инструкции в самом эксперименте, в котором тестируемые должны были запомнить другой набор бессмысленных слов, выводились на экран компьютера.

Для эксперимента 44 человека были разделены на четыре подгруппы.
Группа 1 должна была визуализировать каждое слово теста, направляя при этом свой взгляд влево вверх.
Группа 2 визуализировала каждое слово, смотря при этом вправо вниз.
Группа 3 должна была визуализировать каждое слово (без конкретной привязки к положению глаз).
Группе 4 было предложено просто выучить слово, чтобы запомнить его.

Результаты, полученные сразу после окончания тестирования, показали, что группа 1 (которая, в отличие от остальных, смотрела влево вверх, но использовала точно такой же временной отрезок) улучшила свои показатели в правописании на 25%, группа 2 ухудшила свое правописание на 15%, группа 3 улучшила его на 10%, а показатели группы 4 остались на прежнем уровне. Эти данные позволяют утверждать, что направление взгляда влево вверх (визуальное вспоминание в терминах НЛП) улучшает правописание и в два раза эффективней, чем способ, предлагающий обучаемым просто представить визуальный образ слова. Более того, направление взгляда вправо вниз (кинестетическое в терминах НЛП) ухудшает способность визуализировать слова. Интересно, что окончательный тест (на способность удерживать в памяти) выявил, что показатели группы 1 остались неизменными, в то время как показатели контрольной группы и группы 4 резко упали еще на 15%, что являлось постоянным элементом при стандартном способе обучения. В конечном итоге разница в запоминании слов для этих двух групп составила 61%.
Томас Малой (кафедра психологии в Университете Юты) провел исследование с тремя группами, которые были предварительно протестированы с целью выявления людей со средним уровнем правописания. Одна группа обучалась в соответствии со стратегией НЛП в правописании (с направлением взгляда влево вверх), другую группу обучали, используя стратегию проговаривания вслух (в соответствии с фонетическими и аудиальными правилами), а третьей группе не предлагалось никакой новой информации. В этом исследовании тесты включали в себя обычные слова. И здесь визуальное вспоминание тестируемых в первой группе улучшилось на 25% с почти 100% удержанием слов в памяти спустя неделю. Группа, обучаемая в соответствии с аудиальными стратегиями, улучшила свои показатели на 15%, однако через неделю эти показатели упали на 5%. В контрольной группе не произошло никаких улучшений.

Эти исследования, в частности, подтверждают стратегию НЛП в правописании, а также положения НЛП о ключах глазного доступа, использования сенсорной системы и стратегий в целом. Об
этом можно прочесть у Dilts, R. and Epstein, T., Dynamic Learning, Meta, Capitola, California, 1995.

Модель НЛП Ассоциация-Диссоциация и работа НЛП с фобиями/психотравмами
Несколько небольших по масштабу исследований, приведенных ниже, подтверждают успех НЛП в лечении фобий, основанном на НЛП-модели Диссоциации. В этих случаях лечение занимает около 10 минут и является стандартным при обучении на курсе «НЛП-Практик».

Denholtz M.S., and Mann, E.T., “An automated audiovisual treatment of phobias administered by non-professionals” in the Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry (6, p 111-115), 1975. Это первое сообщение об использовании техники, предполагающее наличие определенных достоинств.

Allen, K., “An investigation of the Effectiveness of Neuro Linguistic Programming Procedures in treating Snake Phobias” (in Dissertation Abstracts International 43, 861B), 1982. Исследование 36 студентов с фобическими реакциями на змей показало, что на поведенческом уровне НЛП так же успешно, как и более продолжительное бихевиористские режимы Массового Системного Восстановления нормального психического состояния, а субъективно является более убедительным для участников эксперимента.

Einspruch, E. “Neurolingiustic Programming in the Treatment of Phobias” in Psychotherapy in Private Practice, 6(1): 91-100, 1988 Результаты этого исследования, проведенного в Клинике лечения фобий и психотравм при Университете Майами, предполагают, что техники являются успешными при работе с клиентами, у которых имеются фобии и симптомы тревожности и депрессии. В групповой/классной программе лечения приняли участие 31 пациент с фобиями. До проведения лечения клиенты заполнили анкету, включающую список фобий и страхов, а также опросный лист депрессий Бека. То же самое им было предложено сделать 8 недель спустя. 17 пациентов, к которым применялась индивидуальная терапия, заполнили часть анкеты по фобиям до и сразу после лечения. Результаты указывают на отмеченные данными пациентами улучшения, что предполагает наличие у НЛП обнадеживающих методов лечения фобий.

Koziey, P., and McLeod, G., “Visual kinesthetic Dissociation in Treatment of Victims of Rape” in Professional Psychology; Research and Practice, 18(3); 276-282,1987. Это исследование, проведенное в Университете Альберты, демонстрирует уменьшение тревожности у подростков-жертв изнасилований и рекомендует использование приведенных в исследовании процессов при лечении психотравматических случаев.

Использование субмодальностей
Многие техники НЛП основаны на изменении определенных качеств (субмодальностей) внутренних образов, звуков и телесных реакций, используемых человеком. Исследования на эту тему проводились еще до того, как было разработано НЛП. Они
приведены в конце книги Gordon, D., Therapeutic Metaphors, Meta, Cupertino, California, 1978.

Исследования, к примеру, показывают, что субмодальности, используемые клиентом при представлении себе плацебо (как в случае с цветом капсулы пилюли), влияют на результат.

Другие исследования подтверждают, как изменения субмодальностей в одной сенсорной системе автоматически приводят к изменениям в других сенсорных системах и эмоциональных реакциях (т.е. если Вы изменяете то, как выглядит Ваш внутренний образ, Вы начинаете чувствовать по-другому). Например, офисные служащие в помещении, стены которого перекрашены в голубые тона, будут жаловаться на ощущение холода, хотя температура будет оставаться прежней. Однако если стены перекрасить в желтый цвет, жалобы прекратятся. Эти реакции являются физиологическими, как и те, которые приводят к уменьшению сокращений желудка на 37% при воспроизведении звука в 80 децибел (т.е. сходство с результатом «страха» в самом восприятии и реакции, так знакомыми авторам звуковых дорожек к фильмам-триллерам).

Эти
примеры можно найти у Buckalew, L.W., and Ross, S., “Relationship of Perceptual Characteristics to Efficacy of Placebos” in Psychological Reports 49, p955-961, 1981;

Berry, P. “Effect of Coloured Illumination upon Perceived Temperature” in Journal of Applied Psychology, 45(4) p248-250;

Smith, E.L. and Laird, D.A., “The Loudness of Auditory Stimuli Which Affect Stomach Contractions In Healthy Human Beings” in Journal of the Acoustic Society of America, 2, p94-98, 1930.


Якорение
В общепринятой литературе по психологии НЛП-техника «Якорение» известна как выработка условного рефлекса, разработанная 100 лет назад Иваном Павловым (звонком в колокольчик он вызывал слюноотделение у собак сначала перед их кормлением, а затем уже без кормления). В одном из ранних исследований по выработке условного рефлекса 11-месячному мальчику (Альберту) показали белую крысу. Сначала крыса Альберту понравилась, и он изъявлял желание поиграть с ней. Однако всякий раз, когда он тянулся к крысе, экспериментатор издавал громкий звук, пугающий мальчика. После пяти таких сеансов у Альберта заякорился страх по отношению к крысе, и каждый раз, когда он ее видел, его охватывала паника. Вызвав фобическую реакцию путем якорения, экспериментаторы затем схожим образом сняли ее (хотя очевидно, что с этической стороны это исследование является весьма сомнительным как для Альберта, так и для крысы). Смотри стр. 40 у Davison, G.C., and Neale, J.M., Abnormal Psychology, John Wiley & Sons, New York, 1986.

Из сотен примеров принципов якорения, примененных новаторскими способами без названия «якорение», стоит выделить одно. Это исследование Эллен Лангер, проведенное с двумя группами пожилых людей (в возрасте от 75 до 80 лет) в Университете Гарварда. В течение пяти дней эти две сравниваемые группы жили в загородном доме престарелых под тщательным наблюдением. Одной группе был предложен ряд заданий, побуждающих ее думать о прошлом (написать автобиографию, обсудить прожитую жизнь и т.д.). Другая группа участвовала в серии заданий, которые в действительности якорили ее в прошлом (в 1959 году). Участники этой группы писали свои автобиографии только до 1959 г., описывая то время как настоящее. Они смотрели фильмы 1959 года, их «радиоприемники» передавали музыку 1959 г. и их окружали вещи, доступные только в том году. До и после эксперимента обе группы были изучены в соответствии с критериями, связанными со старением. В то время как показатели первой группы остались без изменений либо ухудшились, во второй группе произошло резкое улучшение таких факторов физического здоровья, как гибкость суставов, зрение, рост мышц, а также показателей тестов IQ. С помощью зрительных и звуковых образов 1959 года участники второй группы были заякорены в состоянии, соответствующем их 50-летнему возрасту (Langer, E.J. Mindfulness, Addison Wesley, Reading, Massachusetts, 1989).


Subscribe

  • Здоровье

    Принято считать, что здоровье человека зависит: на 10% от уровня развития медицины; на 20% определяется влиянием среды обитания; на 20% обусловлено…

  • Вместо тысячи слов

  • Диагноз

    Доктор осматривает пациентку и ставит диагноз: "Ваша болезнь, мадам, происходит от того, что у Вас нет мужчины. И вот он перед Вами!".

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments